nistru (nistru) wrote in ru_pelevin,
nistru
nistru
ru_pelevin

Categories:

Пользуясь случаем.

Пользуясь принятым в сообществе шаблоном, хочется спросить, а это мне одному показалось, что… Нет, ну то, что понять Виктора Олеговича становится на порядок проще, если полностью прочитать Карлоса Арановича (а еще лучше два раза прочитать) это даже школьник знает. Но в самом ли деле, в Цукербринах, наметился небольшой поворот в сторону адвайты? Вот в начале – наш герой Киклоп,  самоотверженно борется с хаосом этого мира, пытаясь уравновесить его и сохранить порядок. При том, что сам мир представляет собой поле битвы двух извечных начал – божественного и богоборческого. Света и тьмы, добра и зла. И разумеется, под влиянием даосского мировоззрения, добро и зло оказываются относительными и взаимозаменяемыми – все зависит от точки зрения. Свино-бог, киклоп или птицы. Важно то, что мир в первой части это арена битвы и судьба мира зависит от исхода этой борьбы. Либо человек будет свободен, либо, коварные птицы-воладорес, будут питаться его сексуальной энергией и жизненной силой. Спустя несколько сотен лет, борьба оказывается проигранной и мир окончательно погружается в матрицу...

В виде Нео, мы встречаем нового героя - Ке, призванного освободить этот мир от злобных тварей, однако в тот момент, когда к нему приходит Морфеус с ликом Бату, Ке, понимает, что никакого смысла в этой битве нет. Виктор Олегович, будучи реалистом показывает, что сила страстей человеческих гораздо сильнее стремления к свободе. И ради чувственного наслаждения, мы готовы продать что угодно и кому угодно – Великие Хамстеры, что с нас взять?... И тут незаметно в повествование вторгаются адвайтистские идеи. В разговоре с Ке, Бату замечает, что это не ты имеешь систему, а система имеет тебя. Потом подумав добавляет, что похоже, система имеет даже меня самого. Тут речь с одной стороны о тех же птицах-воладорес, которые внушают нам свои мысли, выдавая их за наши собственные (тут так же отсылка и к Киклопу). С другой стороны, если любая мысль, приходящая человеку в голову, является чужой, то является ли сам человек индивидуальностью? А учитывая, что в мире фейстопа птицы превращаются из обычных паразитов в электронных Богов, можно сказать, что все, чем является Ке – это проекция разума птиц на матрицу человеческого сознания. Также, как и в адвайте – человеческое сознание, есть всего лишь проекция божественного. Проекция сознания Абсолюта на наш разум, мысли и чувства и все что происходит с нами, является Его божественной игрой.

И вот дальше – книга Пелевина строится постоянном изменении ракурса обзора. В последней части, мы видим уже не один мир, который не удержавшись падает, под демоническим ударом. Мы видим тысячи миров в которых кто-то борется за свободу, кто-то за сексуальную свободу, где-то проповедывают любовь, а где-то сгорают от ненависти. Сперо – наблюдает за несколькими из множества миров, существующих во вселенной и то, что происходит в одном из них имеет не глобальный характер, например битва птиц со свиньёй, а является «местной проблемой». Одного из тысяч подобных миров. И Виктор Олегович в духе адвайты, оставляет в покое эти миры с их проблемами замечая, что происходящее в них, совершенно не имеет значения, ибо все свершается так, как и должно быть. И только сам человек способен выбрать тот мир в котором ему хочется жить. Достаточно просто изменить привычки и перескочить в поезд, уходящий в другую сторону. Но все же мысль проходящая рефреном через весь текст не оставляет в покое – даже если мы перескакиваем с одного поезда на другой, из мира в котором правят птицы в мир, в котором их нет и в помине, где гарантия, что это мы решили перескочить, а не система глубинах нашего Я?.. В чем, собственно и заключается центральный вопрос адвайты.

И еще вопрос - только мне показалось, что в электронной японской школьнице из фейстопа Ке, упорно просматривается  недостающее воплощение Надежды-Сперо?!..
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments