mjod (mjod) wrote in ru_pelevin,
mjod
mjod
ru_pelevin

Социальная реклама



СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

Эпоха гипса характеризуется балансированием между полюсами крайнего отчаяния и не желающей угасать надежды в победу добра, в условиях тотальной оккупации практически любых смыслов под торговые марки, рекламные концепции и хайпы. Ранний гипс - это, осознающая себя как решающую, попытка предельной самобытности, беспрестанный синтез нового живого дискурса в поле классических ценностей взамен порабощаемого механизмами потребления и пропаганды, или дискурса к такому порабощению устойчивого.


Представляемый объект относится к эпохе раннего гипса. Сразу заметим, что достоверно судить о том, является ли он осознанным высказыванием или представляет собой всего лишь яркий артефакт, крайне сложно. Работа выполнена, возможно, в жанре декоративно-информационного искусства и его композиционная сложность существенно меньше чем у известных образцов направления, однако его несомненная ценность состоит в самом факте существования в современной городской среде. Выставочная часть была создана в рекламном поле, которое, в нынешнее время, наиболее свободно от разного рода цензуры(свободнее - только уличные граффити), потенциально имеет наибольшую аудиторию из возможных, и в котором необходимость постоянной смены выразительных приёмов позволяет осуществить довольно смелые художественные замыслы, опираясь на, зачастую, неискушенность заказчика.

Объект представляет собой небольшие рекламные плакаты, обнаруженные в вагонах московского метро, и, возможно, предлагавшийся конкурс социальной рекламы. В верхней части, на общем светлом фоне плаката, размещен логотип организации "Новый взгляд", представляющий собой вписанного в синий квадрат белого бегущего факелоносца-прометея и несущего в правой руке стилизованное сердце с радужным шлейфом, окрашенным в цвета российского триколора, к надписи "Новый взгляд", расположенной справа от самой эмблемы. Под логотипом можо видеть призыв к участию в конкурсе социальной рекламы "Прокуратура против коррупции". Ниже - итернет-адрес "твойконкурс.рф", обведенный красной рамкой. В самом низу - три бюстовых изображения мужских фигур, реминисцируюших известную японскую композицию "Три Обезьяны", с подписями под каждой: "не молчи!", для фигуры, закрывающей рот; "не закрывайся!", для закрывающей глаза; "не отстраняйся!", для закрывающей уши.

Описывая смысловую составляющую объекта, достаточно было бы сказать, что этот плакат должен был бы по праву занять первое место в предлагавшемся посредством него конкурсе, однако разберём тут подробнее.

Разобьем - условно - на три смысловых слоя.
На первом - приглашение зрителя к участию в конкурсе социальной рекламы от лица организации "Новый взгляд", с грамотно собранным логотипом, от Прокуратуры РФ и от самих авторов плаката, проявивших должное мастерство.

Второй слой существует в пространстве между зрителем и работой, в вагоне метро, вклинившись в повседневность зрителя, и начинается с названия "Прокуратура против коррупции", которое в сознании зрителя отражается, как "Пчёлы против мёда", согласно стереотипу о тотальной коррумпированности власти на всех уровнях(о степени справедливости коего нам тут судить, конечно же, трудно). То есть, уже в самом ядре произведения мы натыкаемся на противоречие, распространяющееся таким образом на весь плакат и рождающее чувство тщеты попыток борьбы с огосударсвлённым злом, которое или имеет, в своей безнаказанности, наглость предлагать себя в союзники в этой борьбе, либо настолько обделено умом, что считает себя способным врачевать собственные системные изъяны посредством столь расхожих и доказавших уже свою низкую эффективность средств, как топорная социальная реклама. В этом, втором, случае плакат ведёт к почти архетипическому чувству тщеты борьбы с тотальным засилием дураков. Надежда умирает последней, однако факт того, что прокуратура выступает фигуральным заказчиком конкурса и является тут символическим арбитром, усиливает чувство тщеты благодаря общему впечатлению о крайней степени тугоумия большинства бюрократических функционеров в вопросах искусства, социальной и душевной инженерии. Третья возможность - привлечение органами пропаганды молодых и свежих людей к попытке создания в умах светлого образа Поркуратуры Российской Федерации, эдаким георгием-победоносцем вонзающим копье в ядовитого червя, поедающего Российскую Государственность. Четвертой, не исключающей предыдущих, - банальное освоение и распил денежных средств одной из государственных социальных программ. Пятой - простое хулиганство рекламщиков: если уж прокуратура пытается подхватить это знамя, выпавшее из ослабевающих рук сорвавшей уже голос политической оппозиции, то тему коррупции нужно снимать - хотя бы на время - и искать другие точки приложения сил, новый взгляд... для смалывания и утилизации в государственной машине по переработке дестабилизирующих настроений.

Тут нельзя не учитывать реальный контекст, и последняя возможность и мысль, например, о том что организаторами конкурса или авторами самого плаката могут являться люди умные и порядочные, для которых это событие является, например, способом выйти на арену и нащупать почву, может оставить в зрителе робкую, осторожную надежду. Подкрепляет эту надежду две вещи: выполненный иронически - в духе агитации эпохи социализма - призыв "Принимай участие!", и то, что изображения внизу плаката отчетливо напоминают центрального персонажа фильма "Generation Пи", активно рефлексирующего на тему рекламы и её места в жизни и снятого по одноимённой книге Виктора Пелевина, тем более что таковой персонаж представлен в трёх экземплярах, и это вполне соответствует одной из концепций оригинального источника.

Тут может появиться впечатление, что авторы плаката подмигивают зрителю, и, возможно, осознают эту неопределённость и сами. Однако и это сходство с персонажем фильма может быть и простым совпадением.

В сумме получаются два противоположных смысловых полюса - отчаянно упаднический и осторожно оптимистичный, - сосуществующих в этой работе на правах квантовой неопределённости, вертикальный экватор которой пролегает через сердце зрителя, и в этом контексте фигуры внизу призывают к активности  и неотстранении уже не в отношении одного из полюсов, как может показаться на первый взгляд, а к осознанию зрителем своего места в этой неопределённости и, раз он её видит, плакат призывает к движению по этому лезвию на интеллектуальном уровне, соответствующем, как минимум, уровню самой этой работы, коль скоро в ней проявлена практическая исчерпанность действенной силы уже известных средств, таких как модерновая, не познавшая лицемерия социальная реклама. В этом может помочь осознание факта, что раз в мире есть подобные смыслы, то потенциально существуют и их носители, хотя бы в силу одного закона вероятности, и коль скоро, зритель эти смыслы видит, то он скорее всего не одинок.


Попытка собрать корни всех предлагаемых векторов неопределённости в одну точку заставляет зрителя на время пробудиться и попытаться увидеть себя и своё место в жизни, потому что эта неопределенность существует в уме самого зрителя во время созерцания и осмысления работы, и его восприятие и мужество такую неопределённость видеть — именно они, в конечном счёте, и творят мир вокруг и требуют от него твёрдости и холодного ума. Пробуждение это, не будучи подкреплённым повторением или хотя бы отрефлексированным(последнее, нужно заметить, таит в себе определенную опасность, обусловленную некоторыми гнусными склонностями человеческой натуры), пройдёт без следа, но задержавшись в нём на время, можно правильно уразуметь третий смысловой слой самого плаката, существующий уже целиком на стороне зрителя.

Предлагаемого плакатом в явном виде западного(и, возможно, традиционного синтоистского) толкования фигуры "Три обезьяны" как порицания социальной пассивности, могло бы и хватить, но оно давно уже превратилось в инструмент социальной манипуляции и вызывает скорее тошноту, если не прониклись вы доверием к авторам плаката. А, вот, три минуты в поисковых системах Интернета могут предложить заинтересованному зрителю еще и буддийское и конфуцианское толкование. Оно переводит фигуру из "большого" социального плана, в план отношений индивида с миром, в повседневно-социальный, и заключается в правилах умственной и душевной гигиены, которые можно сформулировать как: "Не созерцай зло, не слушай голос зла, не говори о зле, не твори зла". Это толкование предлагает не непосредственную борьбу со злом, а таковую лишь опосредованную созиданием добра, в себе и вовне, и вне зависимости от позиции, которую зритель займёт в первом и втором слое, в этом - третьем - таится подспудное ему напоминание о необходимости, в первую очередь, быть порядочным и вдумчивым в своей повседневной жизни, потому что именно от этого, впрямую и непосредственно, зависит, куда качнутся качели.

В общем и целом, мы видим объект, по своей потенциальной силе сопоставимый с силой и глубиной чувства безысходности, в которое ввергает нас видимая часть современного упадка и разрухи. Здесь невозможно, конечно, выдержать сухой и отстранённый тон, потому что таковой, уже сам по себе, приближает нас к полюсу отчаяния, проявлений которого достаточно и без этой статьи. И хотя для простых добрых людей и людей сильного классического воспитания это не нуждается в столь глубоких прояснениях, мы тут еще раз напомним, что и по нашему глубокому убеждению, наиболее сильная позиция, с душой собранной в точку и потому свободная от двойственности, находится как раз на экваторе этого глобуса, и описанная тут замечательная работа, как нам кажется, в явном виде этот экватор демонстрирует и позволяет, отчасти, прикинуть возможный, доступный нам с вами, масштаб находящихся по его сторонам пространств и увидеть сами полюса.

Спасибо за внимание. Спасибо миру и всем.

-----------------
As is. Никаких готовых ответов. К свальному греху не призываю.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments