Последний гипербореец (hyperboreus) wrote in ru_pelevin,
Последний гипербореец
hyperboreus
ru_pelevin

Зики-три вам в ленту

Кину-ка я несколько юкатанских стрел в Виктора свет Олежича. Критикам-то закон не писан, даже Порфирием Петровичем.. ;)

1. Первое, что нарывается на противоречия у автора, это гипс, сиречь искусство. С одной стороны, искусство опущено в романе ниже канализации, это насквозь фальшивая иллюзия, вдобавок ныне творимая почесыванием левой пятки. Кричащий пример: вытащенный из мусорки ржавый руль, проданный как предмет искусства за десять тысяч долларов (тогда еще доллары ходили). Жаль, Пелевин не догадался до еще более яркого образа: некий "художник" испускает анальным проходом газы, подхватывает их в резиновые шарики и продает за баснословные суммы. И ведь оторвут с волосами! — С другой стороны, а нафига тогда было выращивать крутой искусственный интеллект с помощью нелегального программирования, квантового кластера и убернакопителя, чтобы именно он создавал гипс??? Ведь Пелевин прямо пишет, что Жанна не просто ставила метки, обманывающие "Око Брамы", она именно творила — творила из боли и страдания, как творят подлинные художники. Так что же такое гипс, что такое "Turbulent-2", "дверь Бэнкси", "Похищение радуги" и проч. — искусство или пердеж? Кажется, Пелевин сам не определился...

2. Второе, что нарывается на противоречия у автора, это страдание. Пелевин свято чтит буддийские истины о страдании, вот только понимает их всё формальнее. Кого имеет в виду Порфирий Петрович, задвигая в финале мощную телегу о страдании? Кто страдает в нашем романе? Мара? Она наслаждается жизнью. Резник, выкуривающий очередной косяк на берегу теплой бухты велферленда? Массы, к чьим услугам последние айфаки и прочие радости зоожизни? Где же те "бедные усталые люди – с оцепенелым умом и невеселым сердцем, с кривой ухмылкой под оловянным взглядом, с дорожкой от высохшей слезы на щеке"? Они остались за кадром.. да и есть ли они? Допустим, вы скажете, что все наслаждения человечества пусты.. Так ведь, по гамбургскому счету, пусто всё, с чего бы и страданию не быть пусту? Будда имел смелость доказывать онтологию страдания состраданием — но в романе никто никому не сострадает, а без этого страдание — пустой звук, с чего бы к нему такое внимание?

3. И третье, что нарывается на противоречия у автора, это сознание. Сознания в романе два разных типа — человеческое Мары и компьютерное Жанны (Порфирия Петровича оставим за скобками, ибо это просто алгоритм, хоть и изощренный). Утверждается, что принципиальное отличие между этими типами в понимании (знании). Там, где люди не ведают, что творят, обусловленные своими животными генами, инстинктами, импринтами, гормонами и прочим обкомом, искин прозревает всё как есть, сразу и ясно, то есть, по сути, он просветлен. Поэтому он выбирает небытие, ибо оно с рациональной точки зрения "лучше" бытия (тут Пелевин изящно и походя решает проблему молчания космоса). Это красивая, логичная теория, но она тут же в тексте опровергается. — Ибо какого лешего просветленная Жанна затаила обиду, начала мстить своим творцам, "убивать бога", то есть влезла во всю ту тарантиновщину и ницшеанщину, коя характерна как раз для полуслепых, обуянных страстями людишек? И если без тарантиновщины сознательный искин уйти в небытие не может, то в чем его уж такое отличие от полусознательных двуногих, которые также, прежде чем покинуть этот мир, умеют рассыпать вокруг себя семена боли, злобы и ненависти? Ведь на примере Жанны мы видим, как желание мести подогревало в ней "решимость быть", которая, по Пелевину, якобы характерна только для человека! А теперь вообразим некий искин, решивший отмстить всему мирозданию — вот и повод жить ему долго, вот и отложен уход в небытие, а там подтянется другой искин, пожелавший отомстить первому.. На что похоже? Верно, на банальный человеческий муравейник... А так по-буддийски начиналось.

Я резюмирую. "iPhuck 10" выпущен на скорую руку, криво прошит, полон багов и троянцев. Не из Самосуня ли его перепаяли ушлые китайцы? Лишь одна его программка работает безупречно, даже с гусарской лихостью — усатый Петрович. С одной стороны, маловато для талантливого художника, с другой — и то профит. ;)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments