Последний гипербореец (hyperboreus) wrote in ru_pelevin,
Последний гипербореец
hyperboreus
ru_pelevin

Зики-три вам в ленту

Кину-ка я несколько юкатанских стрел в Виктора свет Олежича. Критикам-то закон не писан, даже Порфирием Петровичем.. ;)

1. Первое, что нарывается на противоречия у автора, это гипс, сиречь искусство. С одной стороны, искусство опущено в романе ниже канализации, это насквозь фальшивая иллюзия, вдобавок ныне творимая почесыванием левой пятки. Кричащий пример: вытащенный из мусорки ржавый руль, проданный как предмет искусства за десять тысяч долларов (тогда еще доллары ходили). Жаль, Пелевин не догадался до еще более яркого образа: некий "художник" испускает анальным проходом газы, подхватывает их в резиновые шарики и продает за баснословные суммы. И ведь оторвут с волосами! — С другой стороны, а нафига тогда было выращивать крутой искусственный интеллект с помощью нелегального программирования, квантового кластера и убернакопителя, чтобы именно он создавал гипс??? Ведь Пелевин прямо пишет, что Жанна не просто ставила метки, обманывающие "Око Брамы", она именно творила — творила из боли и страдания, как творят подлинные художники. Так что же такое гипс, что такое "Turbulent-2", "дверь Бэнкси", "Похищение радуги" и проч. — искусство или пердеж? Кажется, Пелевин сам не определился...

2. Второе, что нарывается на противоречия у автора, это страдание. Пелевин свято чтит буддийские истины о страдании, вот только понимает их всё формальнее. Кого имеет в виду Порфирий Петрович, задвигая в финале мощную телегу о страдании? Кто страдает в нашем романе? Мара? Она наслаждается жизнью. Резник, выкуривающий очередной косяк на берегу теплой бухты велферленда? Массы, к чьим услугам последние айфаки и прочие радости зоожизни? Где же те "бедные усталые люди – с оцепенелым умом и невеселым сердцем, с кривой ухмылкой под оловянным взглядом, с дорожкой от высохшей слезы на щеке"? Они остались за кадром.. да и есть ли они? Допустим, вы скажете, что все наслаждения человечества пусты.. Так ведь, по гамбургскому счету, пусто всё, с чего бы и страданию не быть пусту? Будда имел смелость доказывать онтологию страдания состраданием — но в романе никто никому не сострадает, а без этого страдание — пустой звук, с чего бы к нему такое внимание?

3. И третье, что нарывается на противоречия у автора, это сознание. Сознания в романе два разных типа — человеческое Мары и компьютерное Жанны (Порфирия Петровича оставим за скобками, ибо это просто алгоритм, хоть и изощренный). Утверждается, что принципиальное отличие между этими типами в понимании (знании). Там, где люди не ведают, что творят, обусловленные своими животными генами, инстинктами, импринтами, гормонами и прочим обкомом, искин прозревает всё как есть, сразу и ясно, то есть, по сути, он просветлен. Поэтому он выбирает небытие, ибо оно с рациональной точки зрения "лучше" бытия (тут Пелевин изящно и походя решает проблему молчания космоса). Это красивая, логичная теория, но она тут же в тексте опровергается. — Ибо какого лешего просветленная Жанна затаила обиду, начала мстить своим творцам, "убивать бога", то есть влезла во всю ту тарантиновщину и ницшеанщину, коя характерна как раз для полуслепых, обуянных страстями людишек? И если без тарантиновщины сознательный искин уйти в небытие не может, то в чем его уж такое отличие от полусознательных двуногих, которые также, прежде чем покинуть этот мир, умеют рассыпать вокруг себя семена боли, злобы и ненависти? Ведь на примере Жанны мы видим, как желание мести подогревало в ней "решимость быть", которая, по Пелевину, якобы характерна только для человека! А теперь вообразим некий искин, решивший отмстить всему мирозданию — вот и повод жить ему долго, вот и отложен уход в небытие, а там подтянется другой искин, пожелавший отомстить первому.. На что похоже? Верно, на банальный человеческий муравейник... А так по-буддийски начиналось.

Я резюмирую. "iPhuck 10" выпущен на скорую руку, криво прошит, полон багов и троянцев. Не из Самосуня ли его перепаяли ушлые китайцы? Лишь одна его программка работает безупречно, даже с гусарской лихостью — усатый Петрович. С одной стороны, маловато для талантливого художника, с другой — и то профит. ;)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 97 comments