Кảмин (camin) wrote in ru_pelevin,
Кảмин
camin
ru_pelevin

Постмодернистский апокалипсис Виктора Пелевина

В свет вышел свежий номер журнала «Стасис», первый за 2017 год, тема которого — «Конец света». Среди авторов

[Spoiler (click to open)]

Славой Жижек, Серж Маржель, Тора Лане,

Артемий Магун. Пару слов о статье последнего о постмодернистском апокалипсисе Виктора Пелевина.

Авторский текст проявляет странную смесь избирательной зоркости и слепоты. Например, ничего он не говорит о пелевинских размышлениях по поводу отечественной популярности жанра постапокалиптики, как об отражении потаенных стремлений российской элиты, которая сформировалась в ходе последовательного грабежа на руинах трех империй. И ждет, когда это можно будет сделать на руинах четвертой. Все внутренние конфликты в ней сводятся лишь к поиску достойной цели.

Аннотация автора

Эта статья посвящена творчеству выдающегося российского писателя Виктора Пелевина в контексте образа и идеи конца света, ярко представленной в его произведениях. Многие романы Пелевина изображают мир, поначалу принимаемый за реальность, но оказывающийся сознательным созданием того или иного демиурга, которого автор реалистически изображает как пиарщика. Пелевин, являясь продолжателем постмодернизма и киберпанка, отличается разработкой темы антимирного символического оружия, формулы, направленной на уничтожение мира. Поводом для появления этого мотива служит желание защититься и укрыться от насилия языка, который сохраняет власть даже в отсутствии какой-либо публичной власти.


Не буду приводить всю статью. Желающие могут ее прочесть по ссылке в конце. Осталютолько наиболее понравившийся мне фрагмент:

Следующий отрывок из «Зенитного кодекса Аль-Эфесби» также отсылает к Поршневу:

«Мои предки были волосатыми низколобыми трупоедами, которые продалбливали черепа и кости гниющей по берегам рек падали, чтобы высосать разлагающийся мозг. Они делали это миллионы лет, пользуясь одинаковыми кремниевыми рубилами, без малейшего понимания, почему и зачем с ними происходит такое — просто по велению инстинкта, примерно как птицы вьют гнезда, а бобры строят плотины. Они не брезговали есть и друг друга.

Потом в них вселился сошедший на Землю демон ума и научил их магии слов. Стадо обезьян стало человечеством и начало свое голо вокружительное восхождение по лестнице языка. И вот я стою на гребне истории и вижу, что пройдена ее высшая точка.

Я родился уже после того, как последняя битва за душу человечества была проиграна. Но я слышал ее эхо и видел ее прощальные зарницы… (Пелевин 2011a: 224)».

Согласно Поршневу, первобытные люди сначала выработали язык как средство гипноза и таким образом стали могущественными и жестокими убийцами и каннибалами. Лишь впоследствии появился новый антиязык, который позволил другим людям защитить себя, а современный человек появился вопреки своим мрачным промежуточным предкам. Вероятно, Пелевина привлекают не только размышления о гипнотическом языке-оружии (столь близкие его собственным мыслям), но также логика отрицания отрицания на начальном этапе истории, которая напоминает апокалиптические теории конца истории (появление темного господина, Антихриста, которое преодолевается на новом витке разрушения). Впрочем, здесь Пелевин отходит от своего обычного гностического буддийского спиритуализма (верящего, что грядет следующий высший мир после того, как этот закончится) и придает ему черты эсхатологического пессимизма (последняя битва — с Антихристом? — проиграна и т. д.). В последнем варианте язык, являясь негативной силой, в конце концов навсегда разрушает себя. Эта негативная диалектика недалеко ушла от «“Отеля “Пропасть”» (как называл Франкфуртскую школу Дьердь Лукач).

Источник

Tags: GENERATION П, s.n.u.f.f., АНАНАСНАЯ ВОДА ДЛЯ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ, мнение, рецензии, тексты Пелевина, фанатизм - это страшная сила, цитаты, чужое мнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments